
Продолжаем темы, затронутые в статье «“Бессмысленные” профессии» в РКД №1 (10), 2017. На этот раз остановимся на теме, с которой связано еще больше мифов, а именно – на проблеме роботизации производства. Суть этого мифа в том, что якобы грядущая или возможная полная роботизация производства (буржуйские псевдоученые называют этот процесс «постиндустриальное общество») приведет к тому, что пролетариат за ненадобностью исчезнет, останутся одни капиталисты и непонятная, ни к чему не способная и неясно за что живущая масса. И на первый взгляд может показаться, что прямо на наших глазах начинают сбываться самые апокалиптические прогнозы, известные нам из фантастических произведений, социальных антиутопий.
Полностью автоматизированная линия сборки автомобиля Panamera на заводе Porsche в Лейпциге или испытание самоуправляемого грузовика Daimler под Штутгартом, казалось, являются тому подтверждением. Автомобили без водителя – это уже не фантастика, а реальность ближайших лет. И встал вопрос: сколько же людей потеряют работу из-за этого технологического прорыва? «В будущем не будет ни машинистов электропоездов, ни, похоже, таксистов и дальнобойщиков», – полагает глава баварского отделения Объединения немецких профсоюзов (DGB) Маттиас Йена.
Но, тем не менее, те же данные говорят, что в Германии резко ускоряющаяся в последние годы автоматизация и роботизация в промышленности и на транспорте вовсе не ведет к снижению общего уровня занятости в стране. Скорее наоборот, на дефицит квалифицированных кадров жалуются около 40% предприятий.
Корень этих проблем один – углубление разделения труда. Разбивка производства конечного продукта на определенное количество более простых операций приводит к возможности механизации, автоматизации и, в конечном счете, роботизации. Но к исчезновению пролетариата этот процесс в принципе привести не может.
Основное целеполагание капиталиста – это получение максимальной прибыли. Для того, чтобы получить прибыль, капиталист за имеющиеся у него деньги покупает средства производства (сырье, помещения, станки и т.п.) – это называется «постоянный капитал». Нанимая рабочих, капиталист покупает рабочую силу – тратит переменный капитал. Так вот, уже сто раз доказано, что постоянный капитал только может переносить на товар свою собственную стоимость. Грубо говоря – навара не дает.
Источником прибыли является исключительно переменный капитал, т.е. рабочая сила пролетариата. В принципе для политэкономической системы принципиальных различий между молотком и роботом нет, и то и другое – средства производства. Да, конкуренция толкает капиталиста на роботизацию, а следовательно, на относительное уменьшение прибыли, но буржуазия компенсирует это резким увеличением производства – и система сразу же сваливается в кризис. Возникающая вследствие этого война уничтожает излишние производительные силы – средства производства и рабочую силу. Баланс между производительными силами и платежеспособностью оставшегося населения позволяет капиталистической системе снова начать свое «восхождение» к новому кризису, к новой войне.
При капитализме роботизации бояться нечего, ее больше боятся сами капиталисты. Конечно, автоматизация, роботизация, с одной стороны, ведут к уничтожению определенных рабочих мест. Однако они же, с другой стороны, неизменно способствовали новому разделению труда и созданию новых рабочих мест, а нередко – и возникновению новых профессий.
Совершенно очевидно, что новые технологии будут вытеснять первым делом работников с низкой квалификацией. Беспилотные автомобили оставят без заработка многих шоферов и таксистов, но завалят работой тех, кто будет создавать программное обеспечение для самоуправляемых транспортных средств. На заводах роботы заменят классических конвейерных рабочих, но эти механизмы кто-то должен будет разрабатывать, программировать и чинить. Следовательно, наемным работникам при капитализме нужно бороться не против роботизации и автоматизации, а выставлять требования к капиталистам по обеспечению условий для получения новой профессии и необходимой квалификации.
Впрочем, на Украине нет примеров широкого применения роботизации и автоматизации, скорее наоборот, из-за отказа от традиционных рынков и гражданской войны, наблюдается процесс ускоренной деиндустриализации. Весь прогресс идет в сфере автоматизации управления и контроля за наемными работниками. Наиболее широко она распространена на предприятиях добывающей и перерабатывающей промышленности, а также на транспорте. Установка видеокамер и турникетов значительно дешевле приобретения сложного оборудования и внедрения новейших технологий. Кроме того, данные технологии являются самыми популярными средствами удешевления рабочей силы, т.к. позволяют собирать данные не только о производительности работника, но и любые другие данные о нем, зачастую без всякого участия самого работника, и оказывать персонально на него давление. Впрочем, это уже другая тема.
Только переход от стихийного капитализма к осознанному изменению производственных отношений (социализму) позволит человечеству избежать закономерных при капитализме прохождений через кризисы, которые могут привести к гибели человечества из-за обязательных спутников кризисов – мировых войн. Вообще человек по большому счету станет Человеком, если удастся вывести его из производства, неотъемлемой частью которого при капитализме и более ранних формациях он является. Поэтому введение каждой новой роботизированной линии производства объективно, вне зависимости от намерений, приближает миг, когда свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех.
Добавить комментарий